Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

КТО ТАКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГ?
КТО ТАКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГ⁉

Нейропсихолог – специалист, имеющий знания онтогенеза (морфо –и функциогенеза) различных форм психической деятельности и механизмов их функционирования в норме и патологии. Может квалифицированно провести системный анализ нарушений (дефицитарности) высших психических функций (ВПФ) у взрослых и детей с целью решения следующих задач:
1.Описание индивидуальных особенностей и диагностика состояния психических функций в норме и при различных отклонениях (атипиях) психического функционирования.
2.Определение дефицитарного (несформированного) блока мозга (в Лурьевском понимании термина), первичного дефекта и его системного влияния на другие психические функции, составляющие зону риска их выпадения (недоразвития) как в результате страдания данной функциональной системы, так и из – за нарушения (ослабления, недоразвития) ее связей с интактными функциональными системами.
3.Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний центральной нервной системы, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования.
4.Постановка топического диагноза органического поражения или дефицитарности (недоразвития, атипичного развития) мозговых структур.
5.Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования: дизадаптации, школьной неуспеваемости и др..
6.Разработка на основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования стратегии и прогноза реабилитационных или коррекционных мероприятий, а также методов профилактики развития и углубления дефектов.
7.Разработка и применение систем дифференцированных и индивидуализиронных методов восстановления или коррекционно – развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта.
8.Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия: хирургического, фармакологического, психолого – педагогического, психотерапевтического и др.

Таким образом, в Лурьевском нейропсихологическом анализе можно выделить: дифференциально – диагностический, коррекционный, прогностический и профилактический аспекты. 

Актуальная задача – разработка компактной, но чувствительной схемы нейропсихологического обследования дошкольников, способной диагностировать детей с высоким риском появления трудностей последующего обучения в школе. 
Иначе говоря, нужно как можно раньше выявить отставание в развитии доучебных навыков и необходимых для их последующего развития когнитивных и регуляторных способностей – базовых основ познавательных функций. Эту задачу ставят нейропсихологии в разных странах.
Нейропсихологический метод исследования является ведущим в определении готовности детей к последующему школьному обучению и прогнозировании его успешности.
* При этом указывается, что важнейшими характеристиками психической деятельности дошкольника, необходимыми для успешного обучения в начальных классах, является состояние произвольной регуляции и сформированность потребности в общении. Эти задачи помогает решить метод нейропсихологической коррекции «Сенсомоторная коррекция» авт-ры: Т.Горячева и А. Султанова.
*Большое значение имеет также уровень развития слухоречевой памяти, наглядно – образного мышления, зрительно – пространственных и вербально – перцептивных функций и кинестетической организации движений рук, а также нейродинамики протекания психической деятельности.
* Недосформированность или слабость этих способностей не только приводит к неуспешности ребенка в начальной школе, но и может явиться причиной школьной дизадаптации, невозможности соответствовать требованиям, предъявляемым ребенку массовой школы. Большую ценность для своевременного выявления указанных дефектов представляет Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте Ж.М. Глозман.
*Только на основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики, не ограничивающейся выявлением слабых звеньев в развитии ребенка, но определяющей зону его ближайшего развития, т.е. возможности и условия коррекции дефектов, может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно – развивающего обучения ребенка. 
*Такая программа должна учитывать двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики: с одной стороны для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой – само функционирование и активное коррекционно – развивающее воздействие оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов.
* Все это еще больше повышает требования к ранней нейропсихологической диагностике состояния психического функционирования ребенка.
Категория: Мои статьи | Добавил: Olga (24.01.2016)
Просмотров: 1308 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Вверх